С днем памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских!

В такой светлый и радостный день не мог не написать очередное размышление. Сегодня мы отмечаем православное 14  февраля — день семьи, любви и верности. Выделение какого-то одного дня в году для празднования Дня семьи, любви и верности — это, конечно, хорошо. Но и о проблеме свидетельствует такое обозначение, как красный мигающий огонёк пожарной сигнализации.

Смысл этого события понятен – привлечь внимание к теме важнейшей и острейшей, достучаться, докричаться, дотянуться до тех, кто может быть, ещё не осознал вполне, что с нами происходит.

А происходит вот что: мы деградируем, мы с катастрофической скоростью теряем себя как народ, как нация, теряем свои самобытные и добрые черты. Вот на этом «добрые» именно и нужно остановиться, потому что дурные черты почему-то никуда не исчезают, а напротив, с каждым годом видны всё отчётливее. Об этих чертах твердят все, кому не лень, но и от того они не блекнут, не тушуются, а напротив, выступают с пугающей очевидностью.

Это и пьянство наше беспробудное, и распущенность нравов, и воровство, но главное, главное, что пугает – это какая-то обречённая усталость в народе и душевная и нравственная, какое-то тяжкое уныние, из которого выбраться своими только силами невозможно.

Или напротив – неумеренная и горячечная ревность о земном, о житейском, хищность и жадность в приобретении материальных благ в ущерб доброте и сердечности человеческих отношений. И в том, и в другом случае человек точно увязает в болоте, и семья тогда становится для него либо неприятной обузой, либо удобным прикрытием и оправданием собственных амбиций и честолюбивых замыслов.

Нынешние разговоры о семье – это почти уже библейский плач, потому что развеяно, размётано, разбазарено само представление, понятие о том, какой должна быть семья, утрачена, как раньше говорили, «в широких слоях населения» основа здоровой семейственности – святая вера.

Когда впитанные с молоком матери духовные, нравственные понятия, сопричастность высшей правде, открываемой в Церкви, помогали человеку не только умом, но и сердцем, духом почувствовать, осознать, что по настоящему хорошо и правильно в жизни и к чему надо стремиться, даже если это мучительно и трудно.

Эти понятия о духовной, нравственной норме веками составляли саму основу семейной жизни, но теперь в результате действительно немыслимых тягчайших катастроф XX века, и прежде всего катастроф духовных, народ наш попросту выдохся. Его возвращение к духовным истокам хоть и совершается сейчас, но так тяжело, так медленно, что иногда кажется, что просвета не видно.

И всё-таки это не так. Есть просвет, и надежда, и отрада необыкновенная, когда смотришь на жизнь глазами веры. Есть у нас Спаситель, Бог кающихся, и это великое счастье и радость, что несмотря на все наши падения, безумия и безобразия, Господь ещё не отвернулся от нас и даёт возможность восстановить, вернуть утраченное достоинство Богосына

Проблема возрождения семьи – это проблема не демографическая даже, а духовная, потому что только Дух Святой, может помочь человеку всей душой понять, почувствовать, что в жизни по-настоящему важно и хорошо. Только Дух Святой, просвещающий и научающий человека, может подвигнуть его потрудиться ответственно и сознательно на ниве не только созидания, но и устроения семьи (потому что заключение брака – это только залог, начало).

Без этого благодатного действия Святого Духа никакие самые правильные и мудрые слова не могут повлиять на жизнь человека, сформировать правильно его представление о добре и зле. И наша задача, задача не только Церкви, но и общества и государства – это образовать сердце человека, подготовить его, насколько возможно, к принятию благодати Божией «вся немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».

Но что же нам делать, если много, очень много людей не стремятся и не хотят сверять свою жизнь с Законом Божиим, хотят жить так, как вздумается, стремиться туда, куда влекут их безумные страсти?

У Церкви Святой есть одно простое, но действенное средство влиять на людей – это проповедь. Но проповедь подразумевает не только и даже может не столько вербальное выражение истины, а глубинное погружение самого человека в веру, повседневная жизнь, согласная с этой верой, и вот именно от степени этой погружённости, от действительности причастия человека жизни Самого Бога и зависит сила и успех его проповеди.

Больше того, сама добрая жизнь, а в нашем случае жизнь семейная, поскольку мы говорим о семье, вот сама эта жизнь во всей своей полноте и может быть настоящей живой и действительной проповедью.

Господи, помоги нам, унылым и бестолковым, помоги нам, растерянным и беспутным, обрести, сохранить живую связь с Тобой! Чтобы в наших семьях всегда царили мир, любовь, согласие и радость! Чтобы сердца наши единомысленно были устремлены к Тебе, к познанию истины.

Будем, не замахиваясь на внешне великие цели, хранить и пестовать то малое, что нам дано Богом. Будем внимательно и терпеливо трудиться над своей душой, уделяя внимание близким своим, ценя каждый миг, дарованный Богом. И как же важно нам не забывать благодарить Его, останавливаясь иногда в своём устремлении вперёд, в своём бесконечном беге, останавливаясь и пристально, чутко всматриваясь в то, что дал нам Бог, проникаться сердцем нуждами и заботами наших родных, близких…

Не только о внешних нуждах идёт речь, но и о глубинных потребностях души, о сокровенных духовных переживаниях. Когда мы молимся внимательно за своих родных с благодарностью и любовью – мы милостью Божией духовно проникаем в их жизнь, становимся с ними одним целым и привлекаем на нашу семью благословение Божие.

Семья — это ведь выражение Божьей любви, очевидное и реальное. Если мы с любовью и благоговением будем беречь этот дар, храня его как зеницу ока, и умножая духовное и житейское благосостояние семьи добрым приложением сил, то и вера, и благодарность, и любовь в наших семьях от такого отношения будут только расти и множиться.

И тогда мы поймём, что семья – это действительно малая Церковь, малое по величине, но не по значению училище благочестия и возрастания в вере. И прилежание в этом малом деле устроения семьи вознаграждается Господом сторицей, вознаграждается живым и действенным пониманием непрерывности и вечности жизни, её устремлённости к победной и неизбывной радости, только если эта жизнь всецело принесена Господу, при всей её внешней хлопотности и многозаботливости.

Ничто не может нас отлучить от любви Божией! Никакие заботы житейские, если только мы сами не забываем о Нём, если благодарим Его, обращаемся с просьбой о вразумлении, просвещении сердца. А это очень и очень важно! Потому, что без нашей воли, без нашего желания Бог нас не спасает.

Так что, кому Господь даровал семью, давайте радоваться о великом Его к нам милосердии, благодарить за бесценный дар семьи и нести этот дар с терпением, умножая и собственным по Богу доброделанием. Ведь многого с нас Господь не спросит. А вот и спросит именно, как мы приняли и сохранили данный нам дар, в том числе и дар семьи, кто такого дара сподобился.

Ну а кто ещё не нашёл свой путь пусть взывает Господу с сердечной болью и доверием: «Скажи мне Господи путь, в онь же пойду». Взывайте непрестанно в сердце, в душе, и Господь обязательно откликнется, даст понять и осуществить Его святую волю, поможет создать семью, если это полезно душе…

Или даст силы для целомудренной жизни в миру, и семьёй вашей пусть тогда станут все те, кто, как и вы, одинок и кто по-настоящему нуждается в вас, кому вы можете отдать свои силы и любовь… или да сподобит вас Господь ангельского, монашеского образа…

А семья, дети монахов – это все, о ком они молятся, потому что главное дело монаха – это молитва. В любом случае, нам надо только беречь, хранить этот святой дар — единство во Христе, нести его достойно и следовать терпеливо за Господом.

На мой взгляд, я отвлекся от основы этого праздника, от самого главного в гашей жизни — любви.  Я думаю, что сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил — в масштабах всего рода человеческого. Это полная деформация и искажение понятия, которое связано со словом «любовь». Для меня как для верующего человека любовь — это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одного Бог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь — это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божий дар. Один под солнцем может так облучиться, что в больницу попадет, а другой укрепляет свое здоровье. Один чистым воздухом дышит, а другой делает все для того, чтобы загрязнить воздух промышленными отходами, так что люди вдыхают уже не воздух, а заразу. Точно так же и с любовью.

Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное: наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические различия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то может сказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которые работают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если бы не любовь, которая способна соединять людей. А то, что сейчас под любовью подразумевается, — человеческая страсть, реализация этой страсти — к любви не имеет отношения. Так разрушается это понятие.

А теперь, может быть, о самом главном. Любовь — это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и отвечаем, в первую очередь, некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли, воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть — это начать думать хорошо о человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро.

Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце. Меняется отношение к человеку, если вы делаете ему добро. Так вот, любовь — это, в том числе, такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра. Мы знаем, что такое влюбленность: встретились молодые люди, понравились друг другу — это хорошее, светлое чувство. Иногда говорят: «Мы полюбили друг друга». Большой вопрос — полюбили или еще не полюбили; испытание жизнью покажет, есть здесь любовь или нет. Но для того чтобы влюбленность переросла в любовь, нужно направлять волю к добру, нужно разделять друг с другом свою жизнь, отдавать часть самого себя другому человеку.

Поэтому любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны, задание, которое Бог перед каждым из нас ставит. И пока это в роде человеческом существует, то существует такое понятие, как общность людей, существует даже такое понятие, как добро, потому что в основе добра — всегда любовь.

Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Удивительные слова. С одной стороны, такие простые, а с другой, невероятно сложные для понимания. Дай Бог, чтобы наши люди сегодня не поддались на искушение разрушить этот дар. Если он будет разрушен, думаю, на этом закончится человеческая история.

Наверное, на сегодня как-то так...

Обсудить у себя 1
Комментарии (1)

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Данила
Данила
Был на сайте никогда
22 года (15.06.1995)
Читателей: 36 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья