“Рабский поступок не всегда поступок раба…”

Раб… Поступок раба… Какие ассоциации рождаются в душе при произнесении этих слов? Кротость, смирение, покорность… В наш гордый век эти качества многим могут показаться смешными и ненужными. Но ведь это величайшие христианские добродетели человека. Вспомним одну из заповедей блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Приверженность… Какая? Чему? Приверженность вере, Отечеству, начальнику, наставнику, духовнику – все эти свойства являются достоинством, но приверженность к деньгам, к власти, к похоти и различным страстям – это уже показатель испорченности человека.

Замкнутость, зависимость от другого, несвобода… Эти понятия тоже можно рассмотреть с разных сторон. Одно дело – зависимость от мнения дорогих тебе или уважаемых тобою людей, боязнь потерять их любовь, боязнь совершить грех. Но зависимость от алкоголя или от компьютера, например, приводит к полной деградации личности.

Нищета… А какая? Нищета как недостаток (или полное отсутствие) материальных благ, внешняя жалкость, униженность могут сочетаться с духовной высотой – нищетой духа, то есть отсутствием гордыни, умением полностью растворить свою личность, свое эго в любви и заботе о других или в подвиге молитвы. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — говорится в первой заповеди блаженства. Но часто ли мир понимает таких людей?

В произведениях русской классики, насквозь пропитанных христианским духом, можно найти яркие примеры поступков—внешне рабских, а внутренне – исполненных глубокого человеческого достоинства. Вот Соня Мармеладова из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она была вынуждена идти на панель, чтобы прокормить себя и детей мачехи. Задумываясь, понимаешь, что ничтожнее этой женщины никого на свете нет. Он отдавала себя в мимолетное рабство другим людям. Но в этом мы видим не слабость её характера, а наоборот, жертвенность, смирение, которое является внутренней силой человека. И многие не понимали Соню, потому что истинная самоотдача никогда не будет понята до конца.

И, раздумывая о кротости, служении, нищете, нельзя не упомянуть с благоговением имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. Все свое имущество, в том числе чудесные драгоценности – подарок любимого мужа, она отдала бедным. Княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным и больным. Она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой помогали каждому, кто нуждался в этой помощи. Елизавета Федоровна не гнушалась самой тяжелой и грязной работы, она, можно сказать, рабски служила несчастным людям. В годы войны она выезжала на поля сражений, часто была в полевых госпиталях, ухаживала за другими, порой даже мыла их. Это ли не полнота служения? Это ли не полная самоотдача людям, которых ты и не знаешь? Многие современники не понимали, почему княгиня отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки. Многие осуждали её и даже смеялись над ней. Но делом всей жизни Елизаветы Фёдоровны было милосердие, жертвенное служение. И за все её благодеяния Русская Православная Церковь причислила Великую княгиню к лику святых. Нет и не может быть большей благодарности за все труды, которые она сделала ради ближнего. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И многие стремились и стремятся к ней, потому что более яркий пример смирения и приверженности делу Христа они не могут найти.

Да, рабские поступки – это не всегда поступки раба. Да и сам Отец наш Небесный сошел на землю в рабском виде…

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Данила
Данила
Был на сайте никогда
22 года (15.06.1995)
Читателей: 36 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья